Как избавиться от горлового р
Произношение звука «Р» – это одна из наиболее сложных задач для детей. В процессе развития речи некоторые дети испытывают затруднения в его произношении. Горловое произношение звука «Р» является основной проблемой для многих детей, и если не будет принято своевременных мер, это может негативно повлиять на их психологическое и социальное развитие. В данной статье мы разберемся в том, как помочь ребенку устранить горловое произношение звука «Р».
Шаг 1. Наблюдение
Первый шаг в решении проблемы произношения звука «Р» - это наблюдение за ребенком. Многие родители замечают, что их ребенок произносит звук «Р» неправильно. Если вы заметили, что ваш ребенок имеет сложности в произношении звука, нужно понимать, что это нормально и дает основание для последующего устранения данной проблемы.
Шаг 2. Развиваем постоянство
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть сложности в произношении звука «Р», необходимо постоянно заниматься. Ребенок должен регулярно артикулировать звук и совершенствовать его произношение. На начальном этапе работа над произношением звука должна проводиться только в тех моментах, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов заниматься. Если же заниматься звуком «Р» совершенно не хочется, необходимо разнообразить упражнения и постараться увлечь ребенка в процессе обучения.
Шаг 3. Выбор методик
Существует много методик для устранения горлового произношения звука «Р». Вы должны выбрать наиболее подходящую методику из тех, которые будут работать для вашего ребенка. Определяющую роль в выборе методики играет возраст, индивидуальные особенности ребенка, а также его уровень развития.
Например:
1. Методика «Зеркало». В этой методике нужно смотреть на свое отражение в зеркале и следить за тем, чтобы язык не закруглялся внутрь, а оставался прямым и не выходил за зубы.
2. Методика «Трубочка». Для этой методики нужно сделать губы трубочкой, а язык поместить в кисть руки, как будто надо вытирать кисть. Звук должен выходить из трубочки, не задерживаясь.
3. Методика «Дымовая». Здесь нужно вдохнуть воздух и выдохнуть его, при этом имитируя дымовые кольца. Для этого нужно закруглить губы и выдавить через них воздух, образуя кольца.
4. Методика «Воздушный шарик». Эта методика заключается в том, чтобы закруглить губы, будто находишься во время дыхания в надувном шарике. Затем выдохнуть воздух, при этом не ограничивая свободу языку.
5. Методика «Ключевой отверткой». Здесь нужно зажать между ключами и языком отвертку или карандаш, чтобы не разрешать языку назад к глотке. Затем выговаривайте звук «Р», производя его в передней части рта.
Шаг 4. Тренинг артикуляции
Тренинг артикуляции, ассоциированный с устранением горлового произношения звука «Р», может помочь ребенку справиться с этой проблемой. Данный тренинг включает в себя различные упражнения и речевые задания. При работе с упражнениями необходимо высокое качество дикции и естественный тембр голоса.
Например:
1. Говорите фразы с буквой «Р» с повышенной интонацией и мимикой. Например: «Розовый кролик прыгал вдоль реки».
2. Проводите упражнения для растяжки языка, например, выгибая его вверх и вниз, а также вправо и влево.
3. Говорите слова с «Р» в зеркало, следя за тем, чтобы язык не задевал небо рта.
4. Работайте над произношением звука «Л», который является близким по артикуляции к «Р».
5. Используйте различные игры и тренировки на улучшение артикуляции, например, упражнения в форме рифмовок, четырёхлинейных стихотворений и т.д.
Шаг 5. Игры
Некоторые дети лучше усваивают материал играя в игры, поэтому в каждый процесс обучения необходимо вносить игровой элемент. Стоит заметить, что высока эффективность такого метода при работе над устранением горловых произношений. Такие игры могут помочь ребенку лучше усваивать материал, к тому же, они способствуют повышению общей мотивации и повышению уровня интереса.
Например:
1. «Резиновые уточки». Раздай уточки из резины каждому ребенку и попроси его встать на один конец класса. Теперь попроси его пнуть уточку, когда он произносит звук "р".
2. «Рисуй Р». Сделай картинки с различными предметами и просят ребят рисовать слова, начинающиеся на звук "р".
3. «Жаровня». Попросите детей выполнять движения выполняя эту задачу. Учитель зажигает "жаровню" (небольшой свет) и говорит студентам, что они должны по очереди сказать слово, начинающееся на "р" и поставить на жаровню палочку.
4. «Разговаривай». Попросите студентов обратить внимание на то, какие звуки которые они произносят в своей речи. Можете использовать картинки со словами, например, окно, ресторан, рисунок.
5. «Слово "Р" в song». Попросите детей сделать песенку, где будут использоваться слова, начинающиеся на звук "р". Можно использовать уже существующие песни и заменить в них слова.
Шаг 6. Систематизация
Процесс обучения необходимо систематизировать. Разработайте четкое расписание, которое будет включать в себя регулярные занятия и упражнения. Обязательно учитывайте уровень развития ребенка, особенности его поведения, отводите достаточно времени для каждого задания и не злоупотребляйте количеством и временем занятий.
Пример системного подхода к занятиям:
Понедельник:
- 9:00 - 10:00 - онлайн-консультация со специалистом по устранению проблем произношения
- 10:00 - 11:00 - выполнение рекомендаций по упражнениям для улучшения произношения
- 15:00 - 16:00 - практика произношения звука «Р» с ребенком
Вторник:
- 9:00 - 10:00 - обзор видеоуроков по устранению проблем произношения
- 10:00 - 11:00 - выполнение практических заданий по произношению звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - совместная игра, включающая произношение звука «Р»
Среда:
- 9:00 - 10:00 - общение с родителями, сталкивающимися с аналогичной проблемой и обмен опытом
- 10:00 - 11:00 - индивидуальное занятие с ребенком с фокусом на произношении звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - повторение упражнений и игр для улучшения произношения
Четверг:
- 9:00 - 10:00 - практические упражнения для улучшения произношения звука «Р» и активное использование в речи
- 10:00 - 11:00 - игры-подвижки, включающие произношение звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - выполнение практических задач на произношение звука «Р»
Пятница:
- 9:00 - 10:00 - обзор прогресса в улучшении произношения и обратная связь со специалистом
- 10:00 - 11:00 - практические упражнения на преодоление трудностей в произношении звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - повторение упражнений и игр для закрепления результатов
Шаг 7. Поощрение
Вдохновляйте своего ребенка и поощряйте его усилия. Если ребенок произносит звук «Р» правильно, поощрительные слова и призы помогут ему улучшить уровень знаний. Кроме того, поощрить ребенка можно и в процессе упражнений: давайте ему выполнять упражнения хотя бы минуту, поиграть в игру с ним на эту тему, научить ребенка «ловить» ошибки других в произношении слов, в которых имеется звук «Р».
Например:
1. Позитивное подкрепление: Хвалить и поощрять ребенка, когда он правильно произносит звук «Р».
2. Игры: Использовать игры для научиться корректно произносить «Р», например, игры со словами «Рисунок», «Радуга», «Ракета», и др.
3. Контекстуальная практика: Обеспечить ребенка контекстом для правильного произношения буквы «Р», например, обсуждение настоящих имен, стран, фруктов и т.д., содержащих букву «Р».
4. Моделирование: Показать именно омерзительное произношение звука, чтобы вдохновить и побудить ребенка к работе с этим конкретным звуком. Или найти видеоуроки, где другие дети приводят какие-то грамматические примеры, чтобы он увеличил свою мотивацию.
5. Личный пример: Показать ребенку, что правильное произношение звука «Р» важно, и поставить его перед такими задачами, где надо правильно произносить звук «Р», например, прочитать стихотворение, написать рассказ или объяснить что-то важное.
Шаг 8. Укрепление результата
Не забывайте, что радость от полученного результата и уверенность в себе – это лучшая мотивация для ребенка продолжать заниматься. Поэтому не останавливайте своего ребенка после признаков успеха – продолжайте заниматься регулярно, укрепляя долгосрочный результат.
Помните, что ни один из методов не даст непосредственного результата. Все упражнения, игры и тренинги нужно повторять ежедневно, разнообразить задания, помогать ребенку в этом непростом процессе. И только при подходящем методе и систематичности, вы получите успех!
Шаг 1. Наблюдение
Первый шаг в решении проблемы произношения звука «Р» - это наблюдение за ребенком. Многие родители замечают, что их ребенок произносит звук «Р» неправильно. Если вы заметили, что ваш ребенок имеет сложности в произношении звука, нужно понимать, что это нормально и дает основание для последующего устранения данной проблемы.
Шаг 2. Развиваем постоянство
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть сложности в произношении звука «Р», необходимо постоянно заниматься. Ребенок должен регулярно артикулировать звук и совершенствовать его произношение. На начальном этапе работа над произношением звука должна проводиться только в тех моментах, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов заниматься. Если же заниматься звуком «Р» совершенно не хочется, необходимо разнообразить упражнения и постараться увлечь ребенка в процессе обучения.
Шаг 3. Выбор методик
Существует много методик для устранения горлового произношения звука «Р». Вы должны выбрать наиболее подходящую методику из тех, которые будут работать для вашего ребенка. Определяющую роль в выборе методики играет возраст, индивидуальные особенности ребенка, а также его уровень развития.
Например:
1. Методика «Зеркало». В этой методике нужно смотреть на свое отражение в зеркале и следить за тем, чтобы язык не закруглялся внутрь, а оставался прямым и не выходил за зубы.
2. Методика «Трубочка». Для этой методики нужно сделать губы трубочкой, а язык поместить в кисть руки, как будто надо вытирать кисть. Звук должен выходить из трубочки, не задерживаясь.
3. Методика «Дымовая». Здесь нужно вдохнуть воздух и выдохнуть его, при этом имитируя дымовые кольца. Для этого нужно закруглить губы и выдавить через них воздух, образуя кольца.
4. Методика «Воздушный шарик». Эта методика заключается в том, чтобы закруглить губы, будто находишься во время дыхания в надувном шарике. Затем выдохнуть воздух, при этом не ограничивая свободу языку.
5. Методика «Ключевой отверткой». Здесь нужно зажать между ключами и языком отвертку или карандаш, чтобы не разрешать языку назад к глотке. Затем выговаривайте звук «Р», производя его в передней части рта.
Шаг 4. Тренинг артикуляции
Тренинг артикуляции, ассоциированный с устранением горлового произношения звука «Р», может помочь ребенку справиться с этой проблемой. Данный тренинг включает в себя различные упражнения и речевые задания. При работе с упражнениями необходимо высокое качество дикции и естественный тембр голоса.
Например:
1. Говорите фразы с буквой «Р» с повышенной интонацией и мимикой. Например: «Розовый кролик прыгал вдоль реки».
2. Проводите упражнения для растяжки языка, например, выгибая его вверх и вниз, а также вправо и влево.
3. Говорите слова с «Р» в зеркало, следя за тем, чтобы язык не задевал небо рта.
4. Работайте над произношением звука «Л», который является близким по артикуляции к «Р».
5. Используйте различные игры и тренировки на улучшение артикуляции, например, упражнения в форме рифмовок, четырёхлинейных стихотворений и т.д.
Шаг 5. Игры
Некоторые дети лучше усваивают материал играя в игры, поэтому в каждый процесс обучения необходимо вносить игровой элемент. Стоит заметить, что высока эффективность такого метода при работе над устранением горловых произношений. Такие игры могут помочь ребенку лучше усваивать материал, к тому же, они способствуют повышению общей мотивации и повышению уровня интереса.
Например:
1. «Резиновые уточки». Раздай уточки из резины каждому ребенку и попроси его встать на один конец класса. Теперь попроси его пнуть уточку, когда он произносит звук "р".
2. «Рисуй Р». Сделай картинки с различными предметами и просят ребят рисовать слова, начинающиеся на звук "р".
3. «Жаровня». Попросите детей выполнять движения выполняя эту задачу. Учитель зажигает "жаровню" (небольшой свет) и говорит студентам, что они должны по очереди сказать слово, начинающееся на "р" и поставить на жаровню палочку.
4. «Разговаривай». Попросите студентов обратить внимание на то, какие звуки которые они произносят в своей речи. Можете использовать картинки со словами, например, окно, ресторан, рисунок.
5. «Слово "Р" в song». Попросите детей сделать песенку, где будут использоваться слова, начинающиеся на звук "р". Можно использовать уже существующие песни и заменить в них слова.
Шаг 6. Систематизация
Процесс обучения необходимо систематизировать. Разработайте четкое расписание, которое будет включать в себя регулярные занятия и упражнения. Обязательно учитывайте уровень развития ребенка, особенности его поведения, отводите достаточно времени для каждого задания и не злоупотребляйте количеством и временем занятий.
Пример системного подхода к занятиям:
Понедельник:
- 9:00 - 10:00 - онлайн-консультация со специалистом по устранению проблем произношения
- 10:00 - 11:00 - выполнение рекомендаций по упражнениям для улучшения произношения
- 15:00 - 16:00 - практика произношения звука «Р» с ребенком
Вторник:
- 9:00 - 10:00 - обзор видеоуроков по устранению проблем произношения
- 10:00 - 11:00 - выполнение практических заданий по произношению звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - совместная игра, включающая произношение звука «Р»
Среда:
- 9:00 - 10:00 - общение с родителями, сталкивающимися с аналогичной проблемой и обмен опытом
- 10:00 - 11:00 - индивидуальное занятие с ребенком с фокусом на произношении звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - повторение упражнений и игр для улучшения произношения
Четверг:
- 9:00 - 10:00 - практические упражнения для улучшения произношения звука «Р» и активное использование в речи
- 10:00 - 11:00 - игры-подвижки, включающие произношение звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - выполнение практических задач на произношение звука «Р»
Пятница:
- 9:00 - 10:00 - обзор прогресса в улучшении произношения и обратная связь со специалистом
- 10:00 - 11:00 - практические упражнения на преодоление трудностей в произношении звука «Р»
- 15:00 - 16:00 - повторение упражнений и игр для закрепления результатов
Шаг 7. Поощрение
Вдохновляйте своего ребенка и поощряйте его усилия. Если ребенок произносит звук «Р» правильно, поощрительные слова и призы помогут ему улучшить уровень знаний. Кроме того, поощрить ребенка можно и в процессе упражнений: давайте ему выполнять упражнения хотя бы минуту, поиграть в игру с ним на эту тему, научить ребенка «ловить» ошибки других в произношении слов, в которых имеется звук «Р».
Например:
1. Позитивное подкрепление: Хвалить и поощрять ребенка, когда он правильно произносит звук «Р».
2. Игры: Использовать игры для научиться корректно произносить «Р», например, игры со словами «Рисунок», «Радуга», «Ракета», и др.
3. Контекстуальная практика: Обеспечить ребенка контекстом для правильного произношения буквы «Р», например, обсуждение настоящих имен, стран, фруктов и т.д., содержащих букву «Р».
4. Моделирование: Показать именно омерзительное произношение звука, чтобы вдохновить и побудить ребенка к работе с этим конкретным звуком. Или найти видеоуроки, где другие дети приводят какие-то грамматические примеры, чтобы он увеличил свою мотивацию.
5. Личный пример: Показать ребенку, что правильное произношение звука «Р» важно, и поставить его перед такими задачами, где надо правильно произносить звук «Р», например, прочитать стихотворение, написать рассказ или объяснить что-то важное.
Шаг 8. Укрепление результата
Не забывайте, что радость от полученного результата и уверенность в себе – это лучшая мотивация для ребенка продолжать заниматься. Поэтому не останавливайте своего ребенка после признаков успеха – продолжайте заниматься регулярно, укрепляя долгосрочный результат.
Помните, что ни один из методов не даст непосредственного результата. Все упражнения, игры и тренинги нужно повторять ежедневно, разнообразить задания, помогать ребенку в этом непростом процессе. И только при подходящем методе и систематичности, вы получите успех!
Полезные ссылки