Буква Р логопедические упражнения
Нужно понимать, что буквы и звуки это немного разные вещи. Букву мы пишем, видим и можем ее прочитать. А звуки мы произносим и можем услышать. Поэтому произносить букву мы, разумеется, не будем. Мы будем произносить звук.
И от того, насколько правильно работает наш артикуляционный аппарат, будет зависеть качество произнесения звука Р.
Прежде чем начать постановку звука Р, нужно понимать, как правильно он произносится.
Есть артикуляционные профили звуков. На картинке ниже вы сможете посмотреть, как правильно расположить артикуляционные органы, чтобы произносить звук Р правильно.
Артикуляционный профиль — это графическая схема, на которой представлены органы артикуляции в разрезе, схематическая модель, изображающая положения артикуляционных органов при произнесении того или иного звука.
И от того, насколько правильно работает наш артикуляционный аппарат, будет зависеть качество произнесения звука Р.
Прежде чем начать постановку звука Р, нужно понимать, как правильно он произносится.
Есть артикуляционные профили звуков. На картинке ниже вы сможете посмотреть, как правильно расположить артикуляционные органы, чтобы произносить звук Р правильно.
Артикуляционный профиль — это графическая схема, на которой представлены органы артикуляции в разрезе, схематическая модель, изображающая положения артикуляционных органов при произнесении того или иного звука.
Характеристики звука Р
Это согласный звук. Согласные звуки отличаются от гласных тем, что во рту во время их произношения появляется преграда.
Преграда бывает трех видов:
● язык;
● зубы;
● губы.
В произношении звука Р участвуют следующие органы:
● дыхательные органы (выдох должен быть сильным);
● органы артикуляции;
● язык (должен принимать правильное положение);
● зубы;
● губы.
Преграда бывает трех видов:
● язык;
● зубы;
● губы.
В произношении звука Р участвуют следующие органы:
● дыхательные органы (выдох должен быть сильным);
● органы артикуляции;
● язык (должен принимать правильное положение);
● зубы;
● губы.
Что же происходит, когда мы правильно произносим звук Р?
Губы слегка приоткрыты. Зубы не смыкаются, между ними есть небольшая щель. Кончик языка приподнят до бугорков (альвеол) за верхними зубами, напряжен и вибрирует. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык напоминает форму ложечки.
Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается ладонью. Мягкое небо поднято. Оно прижато к задней стенке глотки, и воздух проходит через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Это звонкий звук. Голос участвует в произношении этого звука.
Часто дети приглушают звук. Это можно сравнить с тем, как мурлычет кошка, без звука. Но, конечно же, связки работают. И этот звук должен быть звонким, громким и похожим, к примеру, на звук мотора.
Мы с детьми заводим мотор. Это упражнение так и называется – завести моторчик, порычать.
Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается ладонью. Мягкое небо поднято. Оно прижато к задней стенке глотки, и воздух проходит через рот. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Это звонкий звук. Голос участвует в произношении этого звука.
Часто дети приглушают звук. Это можно сравнить с тем, как мурлычет кошка, без звука. Но, конечно же, связки работают. И этот звук должен быть звонким, громким и похожим, к примеру, на звук мотора.
Мы с детьми заводим мотор. Это упражнение так и называется – завести моторчик, порычать.
Какие еще особенности есть у звука Р?
Звук Р может по-разному нарушаться. Он может произноситься неправильно, не языком, а горлом. Получается дрожащий горловой звук.
Он может произноситься мягким небом либо язычком. Это называется увулярное произношение. При этом дрожит маленький язычок. Многие называют этот звук картавым.
Есть боковое произношение, когда дрожат края языка вместо его кончика.
Щечное произношение, когда ребенок рычит щекой.
Также считается нарушением, когда звук Р произносится одноударно, при этом кончик языка один раз ударяет по альвеолам. А иногда, наоборот, у ребенка получается длинное кучерское пррррр или ррррр, которое он произносит губами или языком.
Кроме того, существуют замены произношения звука Р, когда ребенок его смягчает. Например, вместо Р говорит РЬ, вместо работа – рябота, заменяет звук на Л – лабота, лябота, ябота, габота, дабота, вабота и т.д.
Если вы услышите у ребенка подобное произношение, это повод для того, чтобы заняться с ним постановкой звука Р.
Он может произноситься мягким небом либо язычком. Это называется увулярное произношение. При этом дрожит маленький язычок. Многие называют этот звук картавым.
Есть боковое произношение, когда дрожат края языка вместо его кончика.
Щечное произношение, когда ребенок рычит щекой.
Также считается нарушением, когда звук Р произносится одноударно, при этом кончик языка один раз ударяет по альвеолам. А иногда, наоборот, у ребенка получается длинное кучерское пррррр или ррррр, которое он произносит губами или языком.
Кроме того, существуют замены произношения звука Р, когда ребенок его смягчает. Например, вместо Р говорит РЬ, вместо работа – рябота, заменяет звук на Л – лабота, лябота, ябота, габота, дабота, вабота и т.д.
Если вы услышите у ребенка подобное произношение, это повод для того, чтобы заняться с ним постановкой звука Р.
Какую артикуляционную гимнастику мы можем делать для того, чтобы у ребенка в речи появился звук Р?
Зачастую на артикуляционной гимнастике, благодаря укреплению тех или иных мышц языка и формированию его правильного положения, звуки ставятся мгновенно. Порой, даже за минуту удается поставить необходимый звук, если мышцы готовы к его произношению.
Что же такое артикуляционная гимнастика?
Она является основой формирования речевых звуков. Звуки называют фонемами. Положение языка – это артикулема.
В коррекции нарушения звукопроизношения артикуляционная гимнастика используется как основа работы со звуком. Она включает упражнения для тренировки с целью улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенного положения языка, губ, мягкого неба.
Это необходимо для правильного произношения всех звуков и позволяет учитывать особенности отдельных их групп. Благодаря чему есть возможность проводить комплексную коррекцию звукопроизношения. Так, работая над артикуляцией звука Р, мы можем параллельно поправить шипящие звуки.
Что тренирует артикуляционная гимнастика?
Она тренирует точность движений и плавность языка, губ и других органов артикуляции, темп выполнения того или иного упражнения, устойчивость. Пока эти характеристики не будут достигнуты, говорить о звукопостановке рано.
Важно уметь переходить от одного движения языка к другому. Это называется динамическая артикуляционная гимнастика.
Также есть еще пассивная артикуляционная гимнастика. Когда ребенок не в состоянии поднять язык до нужного положения, педагог, родитель либо сам ребенок берет его руками. Можно обернуть язык в салфетку или платочек и поднять его до необходимого положения, наверх, вниз или за зубы, чтобы показать ребенку ощущения языка.
Часто ребенок с нарушением речи не чувствует свой язык, его положение. Это нарушение проприорецепции, которое идет не только в языке, но и во всей мышечной системе. В таком случае ребенок не чувствует свое тело целиком.
Поэтому многие логопеды, если ребенок не умеет или вообще не разговаривает, плохо подражает тем или иным движениям взрослого, начинают работать не только с языком, а с общей моторикой в целом.
Делают сначала пальчиковую гимнастику, затем артикуляционную. Только в этом случае ребенок сможет научиться делать правильно артикуляционные движения языком.
Что же такое артикуляционная гимнастика?
Она является основой формирования речевых звуков. Звуки называют фонемами. Положение языка – это артикулема.
В коррекции нарушения звукопроизношения артикуляционная гимнастика используется как основа работы со звуком. Она включает упражнения для тренировки с целью улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенного положения языка, губ, мягкого неба.
Это необходимо для правильного произношения всех звуков и позволяет учитывать особенности отдельных их групп. Благодаря чему есть возможность проводить комплексную коррекцию звукопроизношения. Так, работая над артикуляцией звука Р, мы можем параллельно поправить шипящие звуки.
Что тренирует артикуляционная гимнастика?
Она тренирует точность движений и плавность языка, губ и других органов артикуляции, темп выполнения того или иного упражнения, устойчивость. Пока эти характеристики не будут достигнуты, говорить о звукопостановке рано.
Важно уметь переходить от одного движения языка к другому. Это называется динамическая артикуляционная гимнастика.
Также есть еще пассивная артикуляционная гимнастика. Когда ребенок не в состоянии поднять язык до нужного положения, педагог, родитель либо сам ребенок берет его руками. Можно обернуть язык в салфетку или платочек и поднять его до необходимого положения, наверх, вниз или за зубы, чтобы показать ребенку ощущения языка.
Часто ребенок с нарушением речи не чувствует свой язык, его положение. Это нарушение проприорецепции, которое идет не только в языке, но и во всей мышечной системе. В таком случае ребенок не чувствует свое тело целиком.
Поэтому многие логопеды, если ребенок не умеет или вообще не разговаривает, плохо подражает тем или иным движениям взрослого, начинают работать не только с языком, а с общей моторикой в целом.
Делают сначала пальчиковую гимнастику, затем артикуляционную. Только в этом случае ребенок сможет научиться делать правильно артикуляционные движения языком.
Упражнения для постановки произнесения звука Р выполняются поэтапно.
1. Качели. Язычок качается снаружи, его нужно высунуть изо рта и покачать вверх и вниз. Упражнение повторяется до 10 раз. Затем ребенок отдыхает. Можно сделать так три подхода. Покачали – отдохнули, покачали – отдохнули. И так 10 раз. При этом считаем: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Можно использовать в работе руку, когда при каждом движении языка вверх или вниз педагог поднимает или опускает руку.
2. Упражнение качели можно делать за зубами. При этом рот широко открыт, губы улыбаются. Язык касается верхних зубов, потом опускается вниз и касается нижних зубов, вверх-вниз. И так же ведется счет до десяти.
Это два разных упражнения. Следует обратить внимание на правильное выполнение каждого из них. Часто ребенок может, например, качать язык, высунув его изо рта. И совершенно у него не получается качать язык во рту.
3. Чистка зубов язычком. Язычок как бы обнимает зубки сверху и водит из стороны в сторону слева направо, справа налево, пытаясь дотронуться до каждого зубика, даже самого дальнего. Это делается снаружи.
Потом так же делается и внутри. Точно так же кончик языка, совершая движения по дуге вправо и влево, касается всех зубов. Т.е. движение происходит по всем зубам.
Такое же движение совершаем внизу, снаружи зубов. Язычок движется по нижней губе из стороны в сторону. При этом он касается всех зубов, включая самые дальние.
Те же движения повторяются внутри рта. Это позволяет усилить кончик языка. Язычок получается достаточно широким, если он обнимает правильно зубы.
4. Блинчик. Во время выполнения этого упражнения ребенку нужно делать широкий язычок. Язычок кладется на нижнюю губу, высовывается изо рта и прижимается двумя губами со звуком пе, пе, пе. Это мы делаем губками.
Также мы можем «размять тесто», и уже звук у нас получится та, та, та. Язычок кусается зубками, слегка прижимается. Это упражнение еще называется «накажи непослушный язычок».
Дальше учимся дуть на этот язычок. Подуй на блинчик, подуй на язычок. Носом делаем вдох и дуем на середину языка. Можно дуть на шарики, на карандаши, другие предметы.
Есть специальные игровые приспособления, когда ребенок берет трубочку и дует на шарик – упражнение игра в футбол. Можно сделать парусник из бумаги и дуть на него. Можно устроить перегонки парусников, карандашей, мячей. Можно катать по полу все, что угодно. Все, что катается. Детям это очень-очень нравится.
5. Маляр. Когда ребенок научился высовывать изо рта широкий язычок, он, как кисточкой, красит им потолок – нёбо. Ребенок двигает язычок вперед и назад. Можно при этом использовать руку: движение вперед и назад. Язык, будто кисточка, двигается по нёбу.
Можно в этот момент предложить ребенку поиграть, пофантазировать, как будто бы у нас язычок действительно может покрасить нёбо в любой цвет, который хочется. Как правило, дети выбирают всевозможные цвета, порой самые невероятные. Это очень весело и интересно.
Покрасили, сделали заборчик (поставили зубки на зубки), улыбнулись так, чтобы было видно как можно больше зубов, и удерживаем такое положение рта, считая до десяти. Это очень непростое упражнение для детей. Им сложно поставить зубки на зубки, особенно если есть нарушение прикуса.
Но все поправимо. Можно взять деревянный шпатель, которым смотрят горло. И ставить зубки на шпатель. Это также поможет удерживать улыбку, если ребенок не может ее удержать.
6. Лошадка. Это упражнение любят и дети, и взрослые. Щелкаем язычком, как будто бы скачет лошадка. Язычок клацает во рту. При этом важно, чтобы подбородок не прыгал. Ставим пальчики по краям между зубками, нажимаем на коренные зубки с двух сторон двумя пальцами, чтобы рот не закрывался, и ребенок делает упражнение лошадка.
Таким образом мы блокируем движение челюсти, и ребенок тренирует только язык. Когда в движение вместе с языком приходит челюсть, тренировки языка не осуществляется.
7. После того как сделали лошадку, мы можем сделать грибок. Грибок – это когда язычок присасывается к нёбу, и рот открывается как можно шире. Это движение делается уже с челюстью, когда лошадка скачет медленно.
Щелчок осуществляется, как будто бы натягивая язычок. Будто бы лошадка идет по болоту и ноги у нее в болоте застревают. Медленно-медленно щелкаем язычком.
И в какой-то момент, когда ребенок присасывает язычок уже уверенно, говорим: «Оп, замри!» Говорим: «Какой красивый грибок у тебя получился! Можешь посмотреть в зеркало. Вау! Как красиво! Какая ножка! Какая шляпка!»
Дети очень любят это упражнение, особенно когда их хвалят. Они смотрят, любуются, так ходят. Это очень полезно – так ходить. Потому что язык в покое во рту всегда должен находиться вверху, прижатым к небу за верхними зубами. Это его нормальное физиологическое положение.
Часто дети после простудных заболеваний опускают язык вниз и дышат ртом. И это упражнение как раз является этапом возврата ребенка к носовому дыханию и правильному положению языка за верхними зубами.
8. Следующее упражнение, когда мы научились делать грибок, мы можем сделать гармошку. Это когда мы присасываем язычок к небу и зубы сводим и разводим. Заборчик у нас широко открывается и закрывается. Считаем до десяти. 3-5 подходов с интервалом в полминуты-минуту.
9. Индюк. Это когда широкий язычок ударяет вперед-назад по верхней губе. Получается такой характерный звук, как будто бы разговаривает индюк. Получается бле-ло, бле-ло. Мы говорим звук Б, язычок высовывается – у нас получается такое Л, и обратно – Ло. Как своеобразный разговор индюков.
Можно говорить с разными интонациями. Сердито и весело. Детям тоже очень нравится так болтать язычком.
Если вдруг так не получается, то можно сделать движение языка из стороны в сторону, и тоже получится необходимый звук. Будто бы длинное, прерывающееся Л.
10. Барабанщики. Когда рот широко открывается, губки улыбаются, язычок стучит за верхними зубами как раз по бугоркам, и получается звук Д, Д, Д. Это упражнение еще иногда называют дятел. Будто дятел разбивает бугорок.
Мы говорим: «Стучи, стучи, давай, сильнее! Д, Д, Д». Губы улыбаются, рот широко открывается, получается стучать быстрее и быстрее. И тогда мы с ребенком начинаем болтать пальчиком вправо влево под языком, и получается как раз звук Р. Это один из способов постановки. Дальше можно стучать барабанщики как дын-дын-дын.
И тоже получается сначала дын-дын-дын, а потом через какое-то время, когда усиливается кончик языка. Ребенок тренируется, выдох становится сильным, и получается дрын-дрын-дрын. Потом дра-дра-дра-дры-дру. И далее вставляем эти звуки в слова, которые с них начинаются. Например, драка, дракон, дрова, дровосек, друг, друзья, драже и т.д.
Любое из перечисленных упражнений делается по 3-5 подходов, в зависимости от возможности ребенка. Если он не устал. И с максимальным интервалом в одну минуту. Отдохнули и еще раз повторили. Минуту отдохнули и еще раз повторили.
Есть упражнения, которые можно выполнять дома в течение дня.
Например, облизать тарелку. Это очень полезное упражнение, когда мама размазывает варенье и просит ребенка облизать его с тарелки. Важно, чтобы ребенок облизывал широким языком. И это тоже будет готовить язык к постановке звука Р, а также шипящих Ш, Ж, Щ, Ч.
Таким образом, работая над звуком Р, мы работаем параллельно и над многими другими звуками.
Также можно облизывать столовую ложку с выпуклой стороны. Облизывать следует широким языком. Можно обмакнуть ложку в сгущенку, мед либо растопить сахар и дать ребенку слизывать.
Обязательно облизывать ложку с выпуклой стороны, а не там, где она вогнута!
В противном случае не получится язык сделать широким. Можете сначала попробовать на себе и почувствовать разницу.
И обязательно нужно обращать внимание на правильность выполнения артикуляционной гимнастики. Это залог правильного произношения звука. Будете выполнять правильно, и у вас получится правильный красивый звук.
Когда ребенок уже хорошо выполняет все артикуляционные упражнения, можно попробовать с ним изобразить звук жужжащей мухи в банке. Это динамическое упражнение, при котором получается звук жжжжж. Как будто бы жук или муха залетает в банку. Упражнение выполняется с широко открытым ртом, звук З или Ж наверху.
Далее делаете болтушку пальчиком из стороны в сторону. Можно соской либо ватной палочкой. Как будто бы заводите моторчик р-р-р-р-р. У нас сразу получается красивый звук Р.
Если все упражнения пройдены поэтапно и выполнялись правильно, вы работали с дыханием, дули на язычок, устраивали перегонки, то мышцы языка должны были укрепиться.
Обычно эти упражнения нужно выполнять 2 недели, желательно ежедневно. Чем более тщательно вы подготовите артикуляционный аппарат, тем быстрее ребенок красиво зарычит.
2. Упражнение качели можно делать за зубами. При этом рот широко открыт, губы улыбаются. Язык касается верхних зубов, потом опускается вниз и касается нижних зубов, вверх-вниз. И так же ведется счет до десяти.
Это два разных упражнения. Следует обратить внимание на правильное выполнение каждого из них. Часто ребенок может, например, качать язык, высунув его изо рта. И совершенно у него не получается качать язык во рту.
3. Чистка зубов язычком. Язычок как бы обнимает зубки сверху и водит из стороны в сторону слева направо, справа налево, пытаясь дотронуться до каждого зубика, даже самого дальнего. Это делается снаружи.
Потом так же делается и внутри. Точно так же кончик языка, совершая движения по дуге вправо и влево, касается всех зубов. Т.е. движение происходит по всем зубам.
Такое же движение совершаем внизу, снаружи зубов. Язычок движется по нижней губе из стороны в сторону. При этом он касается всех зубов, включая самые дальние.
Те же движения повторяются внутри рта. Это позволяет усилить кончик языка. Язычок получается достаточно широким, если он обнимает правильно зубы.
4. Блинчик. Во время выполнения этого упражнения ребенку нужно делать широкий язычок. Язычок кладется на нижнюю губу, высовывается изо рта и прижимается двумя губами со звуком пе, пе, пе. Это мы делаем губками.
Также мы можем «размять тесто», и уже звук у нас получится та, та, та. Язычок кусается зубками, слегка прижимается. Это упражнение еще называется «накажи непослушный язычок».
Дальше учимся дуть на этот язычок. Подуй на блинчик, подуй на язычок. Носом делаем вдох и дуем на середину языка. Можно дуть на шарики, на карандаши, другие предметы.
Есть специальные игровые приспособления, когда ребенок берет трубочку и дует на шарик – упражнение игра в футбол. Можно сделать парусник из бумаги и дуть на него. Можно устроить перегонки парусников, карандашей, мячей. Можно катать по полу все, что угодно. Все, что катается. Детям это очень-очень нравится.
5. Маляр. Когда ребенок научился высовывать изо рта широкий язычок, он, как кисточкой, красит им потолок – нёбо. Ребенок двигает язычок вперед и назад. Можно при этом использовать руку: движение вперед и назад. Язык, будто кисточка, двигается по нёбу.
Можно в этот момент предложить ребенку поиграть, пофантазировать, как будто бы у нас язычок действительно может покрасить нёбо в любой цвет, который хочется. Как правило, дети выбирают всевозможные цвета, порой самые невероятные. Это очень весело и интересно.
Покрасили, сделали заборчик (поставили зубки на зубки), улыбнулись так, чтобы было видно как можно больше зубов, и удерживаем такое положение рта, считая до десяти. Это очень непростое упражнение для детей. Им сложно поставить зубки на зубки, особенно если есть нарушение прикуса.
Но все поправимо. Можно взять деревянный шпатель, которым смотрят горло. И ставить зубки на шпатель. Это также поможет удерживать улыбку, если ребенок не может ее удержать.
6. Лошадка. Это упражнение любят и дети, и взрослые. Щелкаем язычком, как будто бы скачет лошадка. Язычок клацает во рту. При этом важно, чтобы подбородок не прыгал. Ставим пальчики по краям между зубками, нажимаем на коренные зубки с двух сторон двумя пальцами, чтобы рот не закрывался, и ребенок делает упражнение лошадка.
Таким образом мы блокируем движение челюсти, и ребенок тренирует только язык. Когда в движение вместе с языком приходит челюсть, тренировки языка не осуществляется.
7. После того как сделали лошадку, мы можем сделать грибок. Грибок – это когда язычок присасывается к нёбу, и рот открывается как можно шире. Это движение делается уже с челюстью, когда лошадка скачет медленно.
Щелчок осуществляется, как будто бы натягивая язычок. Будто бы лошадка идет по болоту и ноги у нее в болоте застревают. Медленно-медленно щелкаем язычком.
И в какой-то момент, когда ребенок присасывает язычок уже уверенно, говорим: «Оп, замри!» Говорим: «Какой красивый грибок у тебя получился! Можешь посмотреть в зеркало. Вау! Как красиво! Какая ножка! Какая шляпка!»
Дети очень любят это упражнение, особенно когда их хвалят. Они смотрят, любуются, так ходят. Это очень полезно – так ходить. Потому что язык в покое во рту всегда должен находиться вверху, прижатым к небу за верхними зубами. Это его нормальное физиологическое положение.
Часто дети после простудных заболеваний опускают язык вниз и дышат ртом. И это упражнение как раз является этапом возврата ребенка к носовому дыханию и правильному положению языка за верхними зубами.
8. Следующее упражнение, когда мы научились делать грибок, мы можем сделать гармошку. Это когда мы присасываем язычок к небу и зубы сводим и разводим. Заборчик у нас широко открывается и закрывается. Считаем до десяти. 3-5 подходов с интервалом в полминуты-минуту.
9. Индюк. Это когда широкий язычок ударяет вперед-назад по верхней губе. Получается такой характерный звук, как будто бы разговаривает индюк. Получается бле-ло, бле-ло. Мы говорим звук Б, язычок высовывается – у нас получается такое Л, и обратно – Ло. Как своеобразный разговор индюков.
Можно говорить с разными интонациями. Сердито и весело. Детям тоже очень нравится так болтать язычком.
Если вдруг так не получается, то можно сделать движение языка из стороны в сторону, и тоже получится необходимый звук. Будто бы длинное, прерывающееся Л.
10. Барабанщики. Когда рот широко открывается, губки улыбаются, язычок стучит за верхними зубами как раз по бугоркам, и получается звук Д, Д, Д. Это упражнение еще иногда называют дятел. Будто дятел разбивает бугорок.
Мы говорим: «Стучи, стучи, давай, сильнее! Д, Д, Д». Губы улыбаются, рот широко открывается, получается стучать быстрее и быстрее. И тогда мы с ребенком начинаем болтать пальчиком вправо влево под языком, и получается как раз звук Р. Это один из способов постановки. Дальше можно стучать барабанщики как дын-дын-дын.
И тоже получается сначала дын-дын-дын, а потом через какое-то время, когда усиливается кончик языка. Ребенок тренируется, выдох становится сильным, и получается дрын-дрын-дрын. Потом дра-дра-дра-дры-дру. И далее вставляем эти звуки в слова, которые с них начинаются. Например, драка, дракон, дрова, дровосек, друг, друзья, драже и т.д.
Любое из перечисленных упражнений делается по 3-5 подходов, в зависимости от возможности ребенка. Если он не устал. И с максимальным интервалом в одну минуту. Отдохнули и еще раз повторили. Минуту отдохнули и еще раз повторили.
Есть упражнения, которые можно выполнять дома в течение дня.
Например, облизать тарелку. Это очень полезное упражнение, когда мама размазывает варенье и просит ребенка облизать его с тарелки. Важно, чтобы ребенок облизывал широким языком. И это тоже будет готовить язык к постановке звука Р, а также шипящих Ш, Ж, Щ, Ч.
Таким образом, работая над звуком Р, мы работаем параллельно и над многими другими звуками.
Также можно облизывать столовую ложку с выпуклой стороны. Облизывать следует широким языком. Можно обмакнуть ложку в сгущенку, мед либо растопить сахар и дать ребенку слизывать.
Обязательно облизывать ложку с выпуклой стороны, а не там, где она вогнута!
В противном случае не получится язык сделать широким. Можете сначала попробовать на себе и почувствовать разницу.
И обязательно нужно обращать внимание на правильность выполнения артикуляционной гимнастики. Это залог правильного произношения звука. Будете выполнять правильно, и у вас получится правильный красивый звук.
Когда ребенок уже хорошо выполняет все артикуляционные упражнения, можно попробовать с ним изобразить звук жужжащей мухи в банке. Это динамическое упражнение, при котором получается звук жжжжж. Как будто бы жук или муха залетает в банку. Упражнение выполняется с широко открытым ртом, звук З или Ж наверху.
Далее делаете болтушку пальчиком из стороны в сторону. Можно соской либо ватной палочкой. Как будто бы заводите моторчик р-р-р-р-р. У нас сразу получается красивый звук Р.
Если все упражнения пройдены поэтапно и выполнялись правильно, вы работали с дыханием, дули на язычок, устраивали перегонки, то мышцы языка должны были укрепиться.
Обычно эти упражнения нужно выполнять 2 недели, желательно ежедневно. Чем более тщательно вы подготовите артикуляционный аппарат, тем быстрее ребенок красиво зарычит.