Постановка звуков ребенку 5 лет
Постановка звуков у ребёнка пяти лет это основополагающий процесс, который закладывает фундамент для обучения ребенка в школе.
Если у ребёнка нет хотя бы одного звука, то это отразится на понимании речи в целом, а также понимании условий задач, инструкций, на написание диктантов, сочинений, изложений.
Если звуки сформированы правильно, то это повлияет на интерес к учебе, потому что учиться будет легко и понятно. И все это сказывается на успешном общении со сверстниками.
У ребёнка пяти лет должны быть сформированы и четко произносится абсолютно все звуки. Если ребёнок пяти лет не произносит какой-то звук, то нужно понимать в чем причина такого нарушения.
У ребёнка пяти лет должны быть сформированы и четко произносится абсолютно все звуки. Если ребёнок пяти лет не произносит какой-то звук, то нужно понимать в чем причина такого нарушения.
Основные причины нарушения звукопроизношения это:
- слабость мышечной системы;
- нарушение иннервации мышц, это бывает из-за того у что ребёнка пережаты нервные окончания;
- нарушение дыхания;
- нарушение слухового восприятия и памяти;
- нарушение прикуса.
Перед тем как заняться звукопостановкой, нужно понять в чем конкретная причина этих нарушений.
В первую очередь как любой родитель вы должны:
- осмотреть то как выглядит язык ребёнка
- какие у него а зубы и правильно ли сформирован прикус
- каким образом у ребенка функционируют губы, как он разговаривает, если слабость в губах;
- четкая артикуляция и подвижность языка;
- проанализировать какие звуки отсутствуют в речи
Если у ребёнка нет каких-то определённых звуков, а остальные звуки он произносит нечетко – тогда в первую очередь я бы рекомендовала родителям обратиться к неврологу, чтобы он посмотрел по какой причине есть мышечная слабость.
Возможно эта мышечная слабость находится во всём теле и ребёнку нужна помощь невролога. Бывает даже лёгкая помощь, такая как электрофорез и массаж (даже без медикаментозного лечения) поможет ребенку справиться с какими-то элементарными звуками.
Возможно пропал всего лишь один звук (например Р) и даже легкая поддержка (тот же самый массаж) может позволить ребёнку легко справиться с этим звуком.
Возможно эта мышечная слабость находится во всём теле и ребёнку нужна помощь невролога. Бывает даже лёгкая помощь, такая как электрофорез и массаж (даже без медикаментозного лечения) поможет ребенку справиться с какими-то элементарными звуками.
Возможно пропал всего лишь один звук (например Р) и даже легкая поддержка (тот же самый массаж) может позволить ребёнку легко справиться с этим звуком.
Итак, что же мы смотрим у ребёнка во рту?
На что обратить внимание:
Очень часто мы можем видеть картину, что ребенок пытаясь поднять язык (язык не поднимается), поднимает голову и плечи. Может даже подниматься на носочки, тем самым изображая подъем языка.
В этом случае я рекомендовала бы пойти к неврологу и рассказать о том, что у него ограничено движение языка.
Язык ребёнок может поднимать в разных положениях во рту.
В этом случае тоже можно обратить внимание, что ребёнок не может поднять вверх язык и тоже помогает это себе губами, плечами, руками, ногами. Всем телом напрягается.
Может быть такое, что в одну сторону поворачивать легко, а в другую повернуть не может. Можете обратить внимание на симметричность языка – часто бывает, что гипертонус или спастика (Спастика — это следствие органического поражения головного мозга, которое характеризуется блокировкой подачи импульсов от головного к спинному мозгу) напряжение в языке находится с одной стороны.
Самостоятельно логопедический массаж лучше не делать, потому что есть приемы для снижения тонуса и для активации мышц – это разные приемы. Необходимо знание анатомии и мест выхода нервных окончаний.
Например, если сделать ребенку гипертонусом активизирующий массаж, то активность и спастика (блокировка) мышц может увеличиваться. Можно делать вместо массажа делать пассивную артикуляционная гимнастику и самомассаж.
Поэтому здесь важна поддержка специалиста. Также есть Самомассаж. Чуть позже мы выложим статью и видео как делать самомассаж и вы можете самостоятельно его делать. Он не требует никаких дополнительных знаний.
Все легко и просто. Ребенок делает это сам – своими зубами, своими силами. Можно даже просить ребенка язычок самостоятельно потянуть с использованием салфетки.
Глубоко – это когда ребёнок присасывает язычок к мягкому нёбу или середине нёба. Бывает такое что ребёнок не может присосать язычок из-за слабости в в языке, либо наоборот гипертонус – язык сильно напряжен. Ребёнок поднимает язык просто верх напряженной колбаской.
Бывает язык синего цвета и он вообще не может его расслабить.
В этом случае тоже требуется помощь невролога и также логопедический массаж.
Стишок для запоминания:
улыбнулись как лягушка
тянем губки прямо к ушкам
Эта улыбка должна быть сильно сильно напряженная.
Смотрите: ,как двигаются губы ребёнка, может он это сделать или не может (в том случае если не может – требуется поддержка невролога или логопедический массаж).
Если ребенок не понимает как улыбнуться, то показываете ему на себе. Можно помочь руками растянуть уголки губ.
Логопед в этом случае вам поможет с использованием логопедического массажа.
Стишок для мотивации ребенка:
буду подражать слону
губки хоботом тяну
Упражнение слоник: тянем губки вперед, либо можно попросить ребенка поцеловать и вытянуть губки.
И увидите, что ребёнок либо губы сильно поджимает, либо одна губа у него тянется, а вторая нет.
В этом случае тоже нужна поддержка специалистов, либо вы также пассивно попробуйте руками показать ребёнку, что вы от него хотите. Может быть он просто не понимает такие движения.
Далее рассмотрим упражнения, которые нужно сделать чтобы понять готов ли речевой аппарат ребенка и мышцы языка, губ для произнесения звуков, которые у него отсутствуют. Если звуки заменены и искажены это 100 % требуется звукопостановка.
Стишок для мотивации и запоминания:
нарисовать могу я круг
не разжимая даже губ
Если ребенок не понимает, что вы делаете:
вы пальчиком сверху по губам крутите круг,
а язычок внутри за пальчиком повторяет движение.
Это будет и диагностика и параллельно коррекция. Если у ребёнка звуки нарушены, то вы ему показываете какие могут быть движения языком, в тоже время это тренирует мускулатуру языка и укрепляет мышцы.
Есть звуки, которые могут быть не сформированы по причине слабости или по причине, что ребенок не понимает куда нужно поставить язык для произношения того или иного звука. В этом случае вы можете это просто показать на себе и, если нет каких-то неврологических проблем, то ребенок это делает очень легко по образцу и вы быстро поставите те звуки, которые у него нарушены.
- Может ли ребёнок поднимать язык вверх? Если да, то как легко он это делает?
- Поднимает ли он во время подъема языка голову и двери другие какие-то части тела?
Очень часто мы можем видеть картину, что ребенок пытаясь поднять язык (язык не поднимается), поднимает голову и плечи. Может даже подниматься на носочки, тем самым изображая подъем языка.
В этом случае я рекомендовала бы пойти к неврологу и рассказать о том, что у него ограничено движение языка.
Язык ребёнок может поднимать в разных положениях во рту.
- Ребенок поднимает язык вверх за зубами во рту, но при этом он не может поднять язык, если он высовывает язык и тянется к носу.
В этом случае тоже можно обратить внимание, что ребёнок не может поднять вверх язык и тоже помогает это себе губами, плечами, руками, ногами. Всем телом напрягается.
- Также может быть обратная картина, когда нет гипертонуса во всём теле (т. е. нет поддержки языка всем телом), при этом ребёнок не может поднять язык потому что есть мышечная слабость. В этом случае вам тоже хорошо поможет невролог.
- Дальше вы проверяете подвижность языка влево вправо. Следите как ребенок чувствует язык. Чтобы легче это делать – попросите ребенка поворачивать язык влево-вправо с использованием руки (то есть вместе с руками). Ручку вправо, ручку влево и язычок за руками движение повторяет. Если всё хорошо и движения не нарушены. Ребёнок легко и влево и вправо поворачивает язык.
Может быть такое, что в одну сторону поворачивать легко, а в другую повернуть не может. Можете обратить внимание на симметричность языка – часто бывает, что гипертонус или спастика (Спастика — это следствие органического поражения головного мозга, которое характеризуется блокировкой подачи импульсов от головного к спинному мозгу) напряжение в языке находится с одной стороны.
- Ребёнок не может повернуть язык в ту или иную сторону. В этом случае вам поможет невролог, а также ещё и логопедический массаж.
Самостоятельно логопедический массаж лучше не делать, потому что есть приемы для снижения тонуса и для активации мышц – это разные приемы. Необходимо знание анатомии и мест выхода нервных окончаний.
Например, если сделать ребенку гипертонусом активизирующий массаж, то активность и спастика (блокировка) мышц может увеличиваться. Можно делать вместо массажа делать пассивную артикуляционная гимнастику и самомассаж.
Поэтому здесь важна поддержка специалиста. Также есть Самомассаж. Чуть позже мы выложим статью и видео как делать самомассаж и вы можете самостоятельно его делать. Он не требует никаких дополнительных знаний.
Все легко и просто. Ребенок делает это сам – своими зубами, своими силами. Можно даже просить ребенка язычок самостоятельно потянуть с использованием салфетки.
- Далее проверьте: может ли ребёнок легко присасывать язык к нёбу. Упражнение лошадка. Поцокать язычком и посмотреть правильно ли ребенок присасывает язычок к нёбу.
Глубоко – это когда ребёнок присасывает язычок к мягкому нёбу или середине нёба. Бывает такое что ребёнок не может присосать язычок из-за слабости в в языке, либо наоборот гипертонус – язык сильно напряжен. Ребёнок поднимает язык просто верх напряженной колбаской.
Бывает язык синего цвета и он вообще не может его расслабить.
В этом случае тоже требуется помощь невролога и также логопедический массаж.
- Следующее упражнение, которое тоже очень важно, и оно показывает подвижность губ. Попросите ребенка улыбнуться и растянуть губы в улыбке как можно сильнее. Это упражнение называется лягушка.
Стишок для запоминания:
улыбнулись как лягушка
тянем губки прямо к ушкам
Эта улыбка должна быть сильно сильно напряженная.
Смотрите: ,как двигаются губы ребёнка, может он это сделать или не может (в том случае если не может – требуется поддержка невролога или логопедический массаж).
Если ребенок не понимает как улыбнуться, то показываете ему на себе. Можно помочь руками растянуть уголки губ.
Логопед в этом случае вам поможет с использованием логопедического массажа.
- Умеет ли ребенок тянуть губки трубочкой.
Стишок для мотивации ребенка:
буду подражать слону
губки хоботом тяну
Упражнение слоник: тянем губки вперед, либо можно попросить ребенка поцеловать и вытянуть губки.
И увидите, что ребёнок либо губы сильно поджимает, либо одна губа у него тянется, а вторая нет.
В этом случае тоже нужна поддержка специалистов, либо вы также пассивно попробуйте руками показать ребёнку, что вы от него хотите. Может быть он просто не понимает такие движения.
Далее рассмотрим упражнения, которые нужно сделать чтобы понять готов ли речевой аппарат ребенка и мышцы языка, губ для произнесения звуков, которые у него отсутствуют. Если звуки заменены и искажены это 100 % требуется звукопостановка.
- Посмотрите, может ли ребенок делать круговые движения губами, когда мы тянем губы хоботом. При этом попросите покрутить губы и нарисовать кружочек нарисовать или пятачок, покрутить пятачком. Посмотрите может ли ребёнок покрутить языком круг. Как снаружи так и внутри за губами.
Стишок для мотивации и запоминания:
нарисовать могу я круг
не разжимая даже губ
Если ребенок не понимает, что вы делаете:
вы пальчиком сверху по губам крутите круг,
а язычок внутри за пальчиком повторяет движение.
Это будет и диагностика и параллельно коррекция. Если у ребёнка звуки нарушены, то вы ему показываете какие могут быть движения языком, в тоже время это тренирует мускулатуру языка и укрепляет мышцы.
Есть звуки, которые могут быть не сформированы по причине слабости или по причине, что ребенок не понимает куда нужно поставить язык для произношения того или иного звука. В этом случае вы можете это просто показать на себе и, если нет каких-то неврологических проблем, то ребенок это делает очень легко по образцу и вы быстро поставите те звуки, которые у него нарушены.
К пяти годам у ребёнка речь должна быть чистая и красивая речь.
Если у ребенка нет неврологических проблем, то ребенок должен по образцу за вами (вы показываете – он повторяет) легко повторить все звуки.
Если у ребенка нет неврологических проблем, то ребенок должен по образцу за вами (вы показываете – он повторяет) легко повторить все звуки.
Так же к 5 годам ребенок должен давать полные и развернутые ответы на ваши вопросы: объяснять свои желания, речь насыщена предлогами и прилагательными, глаголами; правильно употреблять падежи.
Работа логопеда это не только постановка звуков, но и формирование грамматических норм и словарного запаса, развитие понимания и обобщения. В норме это выстраивается самостоятельно, если родители с ребенком много общаются, если родители объясняют ребенку о предметах окружающей среды.
Работа логопеда это не только постановка звуков, но и формирование грамматических норм и словарного запаса, развитие понимания и обобщения. В норме это выстраивается самостоятельно, если родители с ребенком много общаются, если родители объясняют ребенку о предметах окружающей среды.
Речь выстраивается самостоятельно если ребёнок не сидит в интернете и не находится в постоянной тишине, когда с ним никто не разговаривает, когда все делается жестами автоматически. В этом случае речь конечно будет бедной, неразвитой, грамматически неправильной, лексически бедной.
Ребёнок не будет знать и половины названий тех предметов, которые его окружают в обычной повседневной жизни.
Что касается постановки отдельных звуков, то это будет в следующих статьях. Мы конкретно пойдём по каждому звуку.
Что касается постановки отдельных звуков, то это будет в следующих статьях. Мы конкретно пойдём по каждому звуку.
Дыхание
Немаловажный фактор, который определяет правильность и красоту речи – это дыхание. Нужно тренировать не только артикуляционный аппарат и формировать речь в повседневной жизни, объясняя и рассказывая ребёнку, беседуя с ним обо всём на свете, но ещё и дыхание должно быть правильным.
Дыхание должно быть правильным речевым, когда ребенок вдыхает в нос и выдыхает ртом во время речевого высказывания. Когда ребенок дышит ртом во время речевого дыхания, то у него появляется одышка, дыхание поверхностное.
Когда ребенок дышит ртом, то он не в состоянии проговорить целиком фразу и возникают частые паузы, ребенок останавливается. Он не может сформулировать свою речь, потому что у него с одной стороны мысль – подышать (потому что он начинает задыхаться), с другой нужно договорить фразу.
Это тоже отдельные упражнения. Нужно тренировать ребёнка на:
Понятно, что в жизни он так не делает. Это тренировочные упражнения, которые необходимы для того, чтобы сформировать правильное речевое дыхание.
Также важен и сильный выдох. Бывает что дети ослабленные, может быть они часто болели простудными заболеваниями (может быть в раннем возрасте после рождения или были какие-то другие сложности в развитии).
В случае ослабленного ребёнка может формироваться слабое и поверхностное дыхание и тогда нужно делать упражнения, которые это дыхание сформируют.
Дальше будет статья про диафрагмальное дыхание для того, чтобы вы понимали как правильно и какие упражнения нужно делать для того, чтобы дыхание формировать.
Дыхание должно быть правильным речевым, когда ребенок вдыхает в нос и выдыхает ртом во время речевого высказывания. Когда ребенок дышит ртом во время речевого дыхания, то у него появляется одышка, дыхание поверхностное.
Когда ребенок дышит ртом, то он не в состоянии проговорить целиком фразу и возникают частые паузы, ребенок останавливается. Он не может сформулировать свою речь, потому что у него с одной стороны мысль – подышать (потому что он начинает задыхаться), с другой нужно договорить фразу.
Это тоже отдельные упражнения. Нужно тренировать ребёнка на:
- вдох-выдох носом
- вдох-выдох ртом
- вдох носом - выдох ртом
- вдох ртом выдох носом
Понятно, что в жизни он так не делает. Это тренировочные упражнения, которые необходимы для того, чтобы сформировать правильное речевое дыхание.
Также важен и сильный выдох. Бывает что дети ослабленные, может быть они часто болели простудными заболеваниями (может быть в раннем возрасте после рождения или были какие-то другие сложности в развитии).
В случае ослабленного ребёнка может формироваться слабое и поверхностное дыхание и тогда нужно делать упражнения, которые это дыхание сформируют.
Дальше будет статья про диафрагмальное дыхание для того, чтобы вы понимали как правильно и какие упражнения нужно делать для того, чтобы дыхание формировать.
Фонематический слух
Помимо дыхания, у ребенка должен быть сформирован фонематический слух, который позволяет ребенку отличать разные звуки: бытовые, близкие по звучанию, например:
Звуки и тот и другой называются звоном, но звучат они немного по-разному. Если ребёнок эти звуки не различает, то значит вы будете работать над тем, чтобы он учился эти звуки различать.
Например стук по дереву, стук по металлу, стук по пластику, чтобы ребёнок научился слышать и находить отличия в этих звуках.
Дальше – это голоса животных. Ребенок должен различать взрослое это животное или это детёныш. Потом ребёнок должен научиться различать музыкальные инструменты, какие музыкальные инструменты как звучат.
Понятно, что вы предлагаете ребёнку послушать разные музыкальные инструменты, которые он уже знает и слышал. В этом случае вы должны ему предложить отгадать на слух: какой инструмент звучит.
Не нужно усложнять ситуацию и предлагать ребёнку арфу, гитару или другой струнный инструмент. Просто если он не может угадать, то вы просто даёте послушать еще раз и предлагаете отгадать.
Это будет, опять же, и диагностика и коррекция.
Дальше вы проверяете как ребёнок усваивает отдельные звуки – гласные. Может ли он их слышать и за вами повторить. Сначала предлагаете повторить один звук: например а, у, о, и, ы – по отдельности.
Потом два звука: а-у, у-а, и-а, э-у. Дальше добавляете еще звук, и так, до пяти и звуков.
Это как раз покажет на то, сколько звуков ребёнок воспринимает. А это и говорит о том, сформировано ли у него восприятие слоговой структуры слова. Как он её воспринимает.
Если он её не воспринимает, тогда конечно у него не будут использоваться длинные слова, такие как: сковорода, аквариум. Трёхсложные, четырёхсложные. Он будет использовать простые слова, короткие.
Это ещё отразится на том, какие предложения ребёнок будет использовать – развернутые, либо наоборот, короткие. Далее это будет отражаться на восприятии ваших просьб. Если вы просите ребёнка одним словом, он понимает, что вы от него хотите.
Но когда вы попросите его развернутым предложением – он потеряет то, что вы от него хотите, потому что он потеряет мысль. Не из-за того, что он глупый или не в состоянии это понять, а из-за того, что он просто не слышит половину тех слов, которые вы к нему обратили. Из-за того что у ребенка слуховое восприятие недостаточно сформировано.
Это тоже формируется путем развития различения звуков. Сначала гласных, потом вы предлагаете ему слоги, например:
пабапа,
тадата,
тададата.
Сначала три слога, потом четыре слога, и так далее. Потом короткие слова. Вы, например, предлагаете ребёнку повторить слова:
При необходимости я выложу вам такие короткие тексты, которые вы можете использовать для проверки фонематического слуха, для проверки дыхания, для проверки звукопроизношения (пишите в комментарии внизу статьи). Чтобы вам было легко и просто сделать это дома самостоятельно, если у вас нет возможности обратиться к логопеду.
Вот пожалуй это все, что вы должны проверить, перед тем как начать звукопостановку у ребёнка.
Ваш логопед Татьяна Любушина.
- звон колокольчика
- и звон ложки в стакане
Звуки и тот и другой называются звоном, но звучат они немного по-разному. Если ребёнок эти звуки не различает, то значит вы будете работать над тем, чтобы он учился эти звуки различать.
Например стук по дереву, стук по металлу, стук по пластику, чтобы ребёнок научился слышать и находить отличия в этих звуках.
Дальше – это голоса животных. Ребенок должен различать взрослое это животное или это детёныш. Потом ребёнок должен научиться различать музыкальные инструменты, какие музыкальные инструменты как звучат.
Понятно, что вы предлагаете ребёнку послушать разные музыкальные инструменты, которые он уже знает и слышал. В этом случае вы должны ему предложить отгадать на слух: какой инструмент звучит.
Не нужно усложнять ситуацию и предлагать ребёнку арфу, гитару или другой струнный инструмент. Просто если он не может угадать, то вы просто даёте послушать еще раз и предлагаете отгадать.
Это будет, опять же, и диагностика и коррекция.
Дальше вы проверяете как ребёнок усваивает отдельные звуки – гласные. Может ли он их слышать и за вами повторить. Сначала предлагаете повторить один звук: например а, у, о, и, ы – по отдельности.
Потом два звука: а-у, у-а, и-а, э-у. Дальше добавляете еще звук, и так, до пяти и звуков.
Это как раз покажет на то, сколько звуков ребёнок воспринимает. А это и говорит о том, сформировано ли у него восприятие слоговой структуры слова. Как он её воспринимает.
Если он её не воспринимает, тогда конечно у него не будут использоваться длинные слова, такие как: сковорода, аквариум. Трёхсложные, четырёхсложные. Он будет использовать простые слова, короткие.
Это ещё отразится на том, какие предложения ребёнок будет использовать – развернутые, либо наоборот, короткие. Далее это будет отражаться на восприятии ваших просьб. Если вы просите ребёнка одним словом, он понимает, что вы от него хотите.
Но когда вы попросите его развернутым предложением – он потеряет то, что вы от него хотите, потому что он потеряет мысль. Не из-за того, что он глупый или не в состоянии это понять, а из-за того, что он просто не слышит половину тех слов, которые вы к нему обратили. Из-за того что у ребенка слуховое восприятие недостаточно сформировано.
Это тоже формируется путем развития различения звуков. Сначала гласных, потом вы предлагаете ему слоги, например:
пабапа,
тадата,
тададата.
Сначала три слога, потом четыре слога, и так далее. Потом короткие слова. Вы, например, предлагаете ребёнку повторить слова:
- том, дом, том;
- ком дом дом;
- ком дом том;
- и так далее (простые слова).
При необходимости я выложу вам такие короткие тексты, которые вы можете использовать для проверки фонематического слуха, для проверки дыхания, для проверки звукопроизношения (пишите в комментарии внизу статьи). Чтобы вам было легко и просто сделать это дома самостоятельно, если у вас нет возможности обратиться к логопеду.
Вот пожалуй это все, что вы должны проверить, перед тем как начать звукопостановку у ребёнка.
Ваш логопед Татьяна Любушина.