Как поставить звук Р в домашних условиях?
Любой звук можно поставить за считанные минуты, но самое сложное в любой постановке звука - это подготовка к этому звуку. Также, как и звук Р, любой звук требует длительной подготовки и создания условий для того, чтобы этот звук ребёнок мог произносить.
Если говорить про другие звуки, то их очень легко поставить по подражанию. Если у ребёнка всё в порядке и нет никаких неврологических нарушений. Но звук Р, он требует знания и понимания, как этот звук произносится.
Очень часто родители, пытаясь самостоятельно поставить звук Р, учат ребёнка говорить этот звук горлом. Это самая большая ошибка, которую необходимо понимать. Нужно понять по какой причине ребёнок вдруг начал выдыхать и рычать горлом, вдыхать на корень языка.
Есть три варианта горлового произношения:
Есть три варианта горлового произношения:
- Когда ребёнок рычит мягким нёбом, языком.
- Когда ребёнок рычит языком.
- Когда у ребёнка неправильно сформировалась воздушная струя (она проходит не вдоль языка, а вбок), то тогда звук Р может вообще произноситься щекой. И исправить это гораздо сложнее, нежели сразу поставить звук Р правильно.
Что нужно знать для того, чтобы ставить звук Р?
Если родитель сам решил поставить звук, я бы рекомендовала взять консультацию у специалиста. Можно даже без ребёнка (но лучше с ребёнком, конечно). Специалист пропишет план звукопостановки и скажет о том, с чего начать и какие проблемы есть у ребёнка. По какой причине этот звук у ребёнка отсутствует.
Первое, что любой специалист должен посмотреть - это дыхание. Правильно ли ребенок выдыхает. Часто детям не хватает силы выдоха, для того чтобы завести моторчик для звука Р. Он поднимает кончик языка, он умеет делать подготовительные упражнения, но выдоха ему не хватает. Поэтому огромное значение я бы уделила упражнениям на дыхание.
Дальше, артикуляционный аппарат. Он у нас состоит из мышц и необходимо его тренировать. Какую тренировку можно сделать для языка? Это, конечно, артикуляционная гимнастика.
В основе артикуляционных упражнений - общепринятые упражнения для постановки, но может быть у вашего ребёнка есть какая-то специфическая проблема и нужны специальные упражнения именно для его случая.
Бывает такое, что язык отклоняется в сторону, и в этом случае произнесение звука Р кончиком языка невозможно. Если вы заметили это у своего ребенка, то нужно обратиться к специалисту неврологу. Специалист скажет, как сделать так, чтобы выпрямить язык. Или объяснит причину этого нарушения, почему язык наклоняется в сторону.
Причин может быть много. Как правило - это неврологические парезы. (Паре́з — неврологический синдром, снижение силы мышц, обусловленное поражением двигательного пути нервной системы или периферического нерва.)
Когда мышцы языка сжимаются - это называется спастика одной части языка. Иногда бывает так, что язык напряжен вообще весь целиком и тогда рычать ребёнок, конечно, не может. Потому что, для того, чтобы научиться произносить звук Р, необходимо иметь более-менее расслабленный кончик языка.
Язык должен быть и сильным, и уметь расслабиться вовремя. Когда мы начинаем произносить звук Р - у нас кончик языка чуть-чуть нажал на альвеолы за зубами, да на бугорки и при этом, вот когда пошла вибрация, он уже не так напряжён и он более расслаблен. Если его сильно прижимать, то от нас будет другой звук (не Р). Звук Д.
Необходимо ребёнка учить правильно распределять мышечный тонус на языке. А если у ребёнка сильный тонус с одной стороны или с другой стороны, либо в целом языке, то звук Р поставить очень тяжело. Необходим комплекс упражнений, самомассаж или массаж логопедический, для того, чтобы этот тонус снять.
Или наоборот - ситуация такая, что мышцы языка настолько слабы, что ребёнок не в состоянии язык поднять наверх. Нужны усилия, поскольку звук Р произносится за верхними зубами (другие положения являются неправильными). В этом случае (когда мышцы слабые) необходимо подобрать комплекс упражнений на укрепление мышц языка, для того - чтобы появилась сила, появился подъём и ребёнок мог правильно рычать.
Первое, что любой специалист должен посмотреть - это дыхание. Правильно ли ребенок выдыхает. Часто детям не хватает силы выдоха, для того чтобы завести моторчик для звука Р. Он поднимает кончик языка, он умеет делать подготовительные упражнения, но выдоха ему не хватает. Поэтому огромное значение я бы уделила упражнениям на дыхание.
Дальше, артикуляционный аппарат. Он у нас состоит из мышц и необходимо его тренировать. Какую тренировку можно сделать для языка? Это, конечно, артикуляционная гимнастика.
В основе артикуляционных упражнений - общепринятые упражнения для постановки, но может быть у вашего ребёнка есть какая-то специфическая проблема и нужны специальные упражнения именно для его случая.
Бывает такое, что язык отклоняется в сторону, и в этом случае произнесение звука Р кончиком языка невозможно. Если вы заметили это у своего ребенка, то нужно обратиться к специалисту неврологу. Специалист скажет, как сделать так, чтобы выпрямить язык. Или объяснит причину этого нарушения, почему язык наклоняется в сторону.
Причин может быть много. Как правило - это неврологические парезы. (Паре́з — неврологический синдром, снижение силы мышц, обусловленное поражением двигательного пути нервной системы или периферического нерва.)
Когда мышцы языка сжимаются - это называется спастика одной части языка. Иногда бывает так, что язык напряжен вообще весь целиком и тогда рычать ребёнок, конечно, не может. Потому что, для того, чтобы научиться произносить звук Р, необходимо иметь более-менее расслабленный кончик языка.
Язык должен быть и сильным, и уметь расслабиться вовремя. Когда мы начинаем произносить звук Р - у нас кончик языка чуть-чуть нажал на альвеолы за зубами, да на бугорки и при этом, вот когда пошла вибрация, он уже не так напряжён и он более расслаблен. Если его сильно прижимать, то от нас будет другой звук (не Р). Звук Д.
Необходимо ребёнка учить правильно распределять мышечный тонус на языке. А если у ребёнка сильный тонус с одной стороны или с другой стороны, либо в целом языке, то звук Р поставить очень тяжело. Необходим комплекс упражнений, самомассаж или массаж логопедический, для того, чтобы этот тонус снять.
Или наоборот - ситуация такая, что мышцы языка настолько слабы, что ребёнок не в состоянии язык поднять наверх. Нужны усилия, поскольку звук Р произносится за верхними зубами (другие положения являются неправильными). В этом случае (когда мышцы слабые) необходимо подобрать комплекс упражнений на укрепление мышц языка, для того - чтобы появилась сила, появился подъём и ребёнок мог правильно рычать.
Прикус
Ещё есть причина, по которой звук Р в речи у ребёнка отсутствует - это нарушение прикуса. Если у ребёнка слишком глубоко посажена нижняя челюсть и при закрывании рта, места для маневра языку не остается, то и звука Р в речи тоже быть не может.
Поэтому тут требуется работа и логопеда, и ещё специалиста такого - как ортодонт, который будет корректировать и формировать правильный прикус у вашего ребёнка.
Поэтому тут требуется работа и логопеда, и ещё специалиста такого - как ортодонт, который будет корректировать и формировать правильный прикус у вашего ребёнка.
Речевая позиция
Чтобы поставить звук Р нужно понимать, как правильно его необходимо произнести. И как должен выглядеть этот звук во рту у ребёнка. Где должен располагаться язык, как должен быть приоткрыт рот, в каком положении должны находиться губы, для того, чтобы ребёнок произносил этот звук Р.
Ниже я буду говорить о том, что нужно сделать для того, чтобы ребёнок запомнил чёткую позицию, чтобы он точно понимал, как это произносится.
В любых логопедических упражнениях и любое звукопроизношение, которое тренируется с ребёнком - делается утрировано. Это для того, чтобы активизировать весь речевой аппарат, включить внимание и чтобы ребёнок точно чувствовал - где находится в этот момент язык, где находятся губы, где находятся зубы.
Итак, смотрите - язычок во время произношения звука Р находится в форме чашечки наверху. Бока языка прижимаются к верхним зубам, кончик языка находится за верхними резцами в районе бугорков. Вы можете потрогать язычком сейчас и обнаружить, где находятся за верхними зубами эти бугорки.
Вот в таком положении находится язык, рот слегка разомкнут, губы у нас находятся в обычном в покое, но при звукопостановке я обычно прошу детей улыбнуть губы, чтобы было видно и верхние и нижние зубы, если ребёнок находится перед зеркалом.
Нужно сильно подуть на язычок, и слегка прижать кончик языка, потом расслабить и получается вибрация, да: ДРРРРРР. Можно попробовать так произнести.
Если у ребёнка, когда вы ему все это объяснили и показали, звук Р не получается, в этом случае нужно понять, что происходит не так и что ребёнок не в состоянии сделать - для того, чтобы произнести этот звук.
Итак, давайте пойдём по этапам.
Первый этап - вы попросите ребёнка поднять язычок, сделать язычком чашечку. Если у ребенка чашечка не получается, то это говорит о том, что вам необходимо тренировать и научить мышцы языка делать эту чашечку. Что для этого нужно?
Ниже я буду говорить о том, что нужно сделать для того, чтобы ребёнок запомнил чёткую позицию, чтобы он точно понимал, как это произносится.
В любых логопедических упражнениях и любое звукопроизношение, которое тренируется с ребёнком - делается утрировано. Это для того, чтобы активизировать весь речевой аппарат, включить внимание и чтобы ребёнок точно чувствовал - где находится в этот момент язык, где находятся губы, где находятся зубы.
Итак, смотрите - язычок во время произношения звука Р находится в форме чашечки наверху. Бока языка прижимаются к верхним зубам, кончик языка находится за верхними резцами в районе бугорков. Вы можете потрогать язычком сейчас и обнаружить, где находятся за верхними зубами эти бугорки.
Вот в таком положении находится язык, рот слегка разомкнут, губы у нас находятся в обычном в покое, но при звукопостановке я обычно прошу детей улыбнуть губы, чтобы было видно и верхние и нижние зубы, если ребёнок находится перед зеркалом.
Нужно сильно подуть на язычок, и слегка прижать кончик языка, потом расслабить и получается вибрация, да: ДРРРРРР. Можно попробовать так произнести.
Если у ребёнка, когда вы ему все это объяснили и показали, звук Р не получается, в этом случае нужно понять, что происходит не так и что ребёнок не в состоянии сделать - для того, чтобы произнести этот звук.
Итак, давайте пойдём по этапам.
Первый этап - вы попросите ребёнка поднять язычок, сделать язычком чашечку. Если у ребенка чашечка не получается, то это говорит о том, что вам необходимо тренировать и научить мышцы языка делать эту чашечку. Что для этого нужно?
Упражнение блинчик
Мы берём кладём язычок на нижнюю губу и слегка его прижимаем губами. Это упражнение называется БЛИНЧИК. В этом положении мы произносим такие звуки - ПЭ-ПЭ-ПЭ. Язык находится между губами (не между зубами), он высунут изо рта, и вы губами прижимаете со звуком ПЭ-ПЭ-ПЭ. Как-будто печётся блинчик.
Обычно с детьми мы играем в игру. Можно использовать стихотворную форму:
Напечём блинов мы гору
Накормить огромну свору
ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ
Ой горячие блины
Остудить должны их мы
И дуем на высунутый язычок посерединке. Получается, мы как будто бы мы испекли блинчик, подули на него и предлагаем деткам эти блинчики съесть с чашечкой чая. Для этого мы этот же язычок, который у нас лежит на нижней губке, должны высунуть изо рта, должны поднять краешки языка - для того, чтобы получилась чашечка.
Мы предлагаем деткам попить чая. Если всё получается, то замечательно - эту чашечку нужно просто занести в рот и поставить за верхние зубки. Я говорю обычно детям, чтобы они поставили чашечку в шкафчик. Берём чашечку, ставим её на полочку наверх и фиксируем.
Если у ребёнка это получилось - замечательно, если не получается, то нужно тренировать чашечку, высунутую изо рта. Для этого можно, например, сделать подготовительные упражнения к чашечке. Вы берёте намазываете блюдце каким-нибудь вкусным сиропом, мёдом, сахаром, сгущёнкой и вареньем и ребёнок это блюдце должен вылизать. Со всех сторон он его вылизывает, как киска вылизывает мисочку.
Обычно с детьми мы играем в игру. Можно использовать стихотворную форму:
Напечём блинов мы гору
Накормить огромну свору
ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ-ПЭ
Ой горячие блины
Остудить должны их мы
И дуем на высунутый язычок посерединке. Получается, мы как будто бы мы испекли блинчик, подули на него и предлагаем деткам эти блинчики съесть с чашечкой чая. Для этого мы этот же язычок, который у нас лежит на нижней губке, должны высунуть изо рта, должны поднять краешки языка - для того, чтобы получилась чашечка.
Мы предлагаем деткам попить чая. Если всё получается, то замечательно - эту чашечку нужно просто занести в рот и поставить за верхние зубки. Я говорю обычно детям, чтобы они поставили чашечку в шкафчик. Берём чашечку, ставим её на полочку наверх и фиксируем.
Если у ребёнка это получилось - замечательно, если не получается, то нужно тренировать чашечку, высунутую изо рта. Для этого можно, например, сделать подготовительные упражнения к чашечке. Вы берёте намазываете блюдце каким-нибудь вкусным сиропом, мёдом, сахаром, сгущёнкой и вареньем и ребёнок это блюдце должен вылизать. Со всех сторон он его вылизывает, как киска вылизывает мисочку.
Упражнение кошечка
Дальше можно второе упражнение сделать - лакать, как кошечка, молочка из миски. В этот момент можно, например, насыпать сухой завтрак и ребёнок язычком - без рук, без ложки пытается из тарелочки поймать сухой завтрак, вот эти шарики, либо кукурузные хлопья. И язычком он их лакает. Это тоже упражнение очень здорово помагает формировать чашечку во рту.
Упражнение конфета
Следующее упражнение - можно просто подержать конфетку на язычке. Ребёнок высовывает язык, а вы на язычок кладете конфетку, и ребёнок удерживает под счет до десяти эту конфетку. Потом её можно съесть. Мне очень нравятся в этом случае такие конфетки, как ЭМЭНДЭМС или Монпасье, Тик-Так, разные всевозможные драже - конфетки.
Тренироваться надо каждый день - на протяжении хотя бы пяти дней. Каждый день по чуть-чуть делайте это упражнение, прежде чем снова попробовать сделать чашечку.
Тренироваться надо каждый день - на протяжении хотя бы пяти дней. Каждый день по чуть-чуть делайте это упражнение, прежде чем снова попробовать сделать чашечку.
Упражнение с ложкой
Можно также ещё вылизывать ложку. Ложку вылизывать лучше не с внутренней стороны, а с наружной. И это тоже получится чашка. Широким языком, не кончиком языка. Важно, чтобы язык, который вылизывает и блюдце, и лакает из тарелочки, и вылизывает ложку был широким.
Это подготовительные упражнения к чашечке. Если вы будете выполнять правильно, то в скором времени язычок у ребёнка сможет принять такую форму.
Это подготовительные упражнения к чашечке. Если вы будете выполнять правильно, то в скором времени язычок у ребёнка сможет принять такую форму.
Заводим моторчик
Дальше, следующее упражнение, которое очень важно проверить, получается ли у вашего ребёнка. Если вы попросили ребенка сделать чашечку, поставить её за зубки и всё получается, то просто попросите ребёнка сделать еще такое упражнение - поймать муху языком. Как будто бы муха залетела в рот. ДЖИ-ДЖИ-ДЖИ - с открытым ротиком, эта чашечка находится наверху и ребёнок издаёт звук как будто бы летит муха. ДЖИ-ДЖИ-ДЖИ - это звук не ЖИ, а немножко он такой глуховатый, как-будто бы действительно летит муха.
В тот момент, когда у ребёнка получается этот звук, как ДЖИ-ДЖИ-ДЖИ, можно поместить указательный пальчик под язык и делать движения из стороны в сторону, как-будто бы вы заводите моторчик.
Обычно я детям говорю - садимся на мотоцикл и начинаем заводить. ДЖИ-ДЖИ-ДЖИ - и в этот момент, как будто бы нажимаем на педаль пальчиком, заводим моторчик под язычком.
Из стороны в сторону можно поводить пальцем и получается у нас вот такая механическая вибрация. Можно пальчиком, можно ватной палочкой болтать, можно сделать болтушку, используя шпатель деревянный, как врачи используют для просмотра горла.
Для того, чтобы ребёнку горло посмотреть, врач нажимает ребенку этим шпателем на язык, а вы в этом случае делаете движения из стороны в сторону - такую болтушку и заводите моторчик.
Если не получается из стороны в сторону: есть детки, которым нравится, когда движение делается поступательное такое вглубь. Движение такое, как будто нажимаете на язычок - пульсирующее - раз-раз-раз и тоже получается очень красиво.
Также ещё можно этот язычок прижать к верху слегка и когда ребёнок сильно начинает дуть, просто раз и убрать палочку в сторону. И тогда, кратковременное нажатие на бугорки за верхними зубами получается механическое, а дальше оно получится у ребенка уже самостоятельно.
В тот момент, когда у ребёнка получается этот звук, как ДЖИ-ДЖИ-ДЖИ, можно поместить указательный пальчик под язык и делать движения из стороны в сторону, как-будто бы вы заводите моторчик.
Обычно я детям говорю - садимся на мотоцикл и начинаем заводить. ДЖИ-ДЖИ-ДЖИ - и в этот момент, как будто бы нажимаем на педаль пальчиком, заводим моторчик под язычком.
Из стороны в сторону можно поводить пальцем и получается у нас вот такая механическая вибрация. Можно пальчиком, можно ватной палочкой болтать, можно сделать болтушку, используя шпатель деревянный, как врачи используют для просмотра горла.
Для того, чтобы ребёнку горло посмотреть, врач нажимает ребенку этим шпателем на язык, а вы в этом случае делаете движения из стороны в сторону - такую болтушку и заводите моторчик.
Если не получается из стороны в сторону: есть детки, которым нравится, когда движение делается поступательное такое вглубь. Движение такое, как будто нажимаете на язычок - пульсирующее - раз-раз-раз и тоже получается очень красиво.
Также ещё можно этот язычок прижать к верху слегка и когда ребёнок сильно начинает дуть, просто раз и убрать палочку в сторону. И тогда, кратковременное нажатие на бугорки за верхними зубами получается механическое, а дальше оно получится у ребенка уже самостоятельно.
Упражнение дятел
Что ещё можно рассказать про постановку звука Р.
Если и в этом случае у ребёнка не получается ни чашечка, ни жужжать, ни моторчик, то можно сделать еще такое упражнение - дятел. Это когда язычком за верхними зубками, по бугоркам мы стучим со звонким, громким звуком Д.
ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ - и тоже параллельно осуществляем движение со стороны в сторону, вот эту болтушку болтаем под язычком. У нас тоже должен получиться красивый звук Р.
Вариантов на самом деле для постановки звука Р очень много. И я очень рекомендую всё-таки получить консультацию специалиста и под руководством специалиста заниматься звукопостановкой.
Я часто решаю вот эти проблемы неправильного звукопроизношения. Неправильно родители научили ребёнка рычать, ребёнок радуется, у него получилось, но как выясняется - это горловое произношение. И часто родители не слышат разницы, когда ребёнок говорит язычком, либо он говорит горлом.
У меня есть опыт работы онлайн с детками, когда я консультировала родителей. Родители находились в другой стране и мы ставили звук Р под моим четким руководством, но руками родителей.
Будьте внимательны и осторожны, самое главное - делать то, в чём вы действительно уверены. И если вы сомневаетесь, всё-таки рекомендую сначала разобраться - как правильно это сделать, а потом уже учить ребёнка. Научить правильно проще, чем исправить то, что уже получилось неправильно.
Читайте статью: Звук/буква Р логопедические упражнения
12+ упражнений
Если и в этом случае у ребёнка не получается ни чашечка, ни жужжать, ни моторчик, то можно сделать еще такое упражнение - дятел. Это когда язычком за верхними зубками, по бугоркам мы стучим со звонким, громким звуком Д.
ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ - и тоже параллельно осуществляем движение со стороны в сторону, вот эту болтушку болтаем под язычком. У нас тоже должен получиться красивый звук Р.
Вариантов на самом деле для постановки звука Р очень много. И я очень рекомендую всё-таки получить консультацию специалиста и под руководством специалиста заниматься звукопостановкой.
Я часто решаю вот эти проблемы неправильного звукопроизношения. Неправильно родители научили ребёнка рычать, ребёнок радуется, у него получилось, но как выясняется - это горловое произношение. И часто родители не слышат разницы, когда ребёнок говорит язычком, либо он говорит горлом.
У меня есть опыт работы онлайн с детками, когда я консультировала родителей. Родители находились в другой стране и мы ставили звук Р под моим четким руководством, но руками родителей.
Будьте внимательны и осторожны, самое главное - делать то, в чём вы действительно уверены. И если вы сомневаетесь, всё-таки рекомендую сначала разобраться - как правильно это сделать, а потом уже учить ребёнка. Научить правильно проще, чем исправить то, что уже получилось неправильно.
Читайте статью: Звук/буква Р логопедические упражнения
12+ упражнений